Автомобильный кондиционер — это сложная система, обеспечивающая комфорт в салоне, особенно в жаркое время года. Основное преимущество работы с этой системой заключается в наличии стандартных точек подключения для проверки магистралей низкого и высокого давления. По данным манометров можно сразу определить состояние гидравлической части системы. Однако часто возникают ситуации, требующие диагностики и ремонта электрики, датчиков и других компонентов системы.
В данной статье подробно рассмотрим устройство автомобильного кондиционера, наиболее частые неисправности, особенности диагностики и шаги по их устранению.
Разгерметизация системы — может произойти из-за ДТП, повреждения трубопроводов или износа уплотнительных колец. В среднем, вероятность разгерметизации возрастает на 20-30% после 5 лет эксплуатации автомобиля.
Неисправность реле включения муфты компрессора — силовое реле может выйти из строя, что препятствует запуску компрессора. Замену реле можно провести за 10-15 минут.
Обрыв питающего провода муфты компрессора — приводит к полному отказу компрессора. Наиболее частая причина — износ изоляции.
Слабое натяжение ремня привода компрессора — снижает эффективность работы компрессора. Стандартное натяжение ремня должно составлять 100-120 Н.
Неисправность вентилятора радиатора — приводит к перегреву хладагента. Проверка вентилятора занимает около 30 минут.
Проблемы с заправочными клапанами — слабая герметичность вызывает утечку хладагента. Типичная скорость утечки через неисправный клапан составляет 5-10 г в неделю.
Поломка заслонки — неисправная заслонка может не перекрывать тепловой поток от радиатора печки, снижая эффективность охлаждения. Ремонт системы заслонок занимает от 2 до 4 часов.
Датчики давления используются для контроля уровня хладагента в системе. Они выполняют защитную функцию, предотвращая повреждение компрессора при критических изменениях давления.
Датчик низкого давления — отключает компрессор при падении давления ниже 1,5-2 атм. Это защищает компрессор от работы в условиях разгерметизации.
Датчик высокого давления — отключает компрессор при превышении давления в системе (18-22 атм). Нормальная работа системы происходит в диапазоне 6-10 атм на стороне низкого давления и 15-25 атм на стороне высокого давления.
Двухпроводные датчики — простые устройства, которые замыкают или размыкают цепь при достижении заданного давления.
Трёх- и четырёхпроводные датчики — более сложные устройства, способные передавать данные о текущем давлении в систему управления. Точность таких датчиков может достигать 0,1 атм.
Проверьте натяжение приводного ремня компрессора. Слабое натяжение не позволит компрессору работать эффективно. Оптимальное натяжение ремня можно проверить динамометром. Оно должно составлять от 100 до 120 Н.
Запустите двигатель и включите систему отопления, переведя заслонки на холодный воздух или установив минимальную температуру на климат-контроле.
Убедитесь, что заслонка перекрывает поток горячего воздуха от печки. Проверка заслонки занимает 10-15 минут.
Включите кнопку кондиционера. Загоревшаяся лампа свидетельствует о готовности системы.
Если муфта компрессора не срабатывает:
Проверьте давление в системе. Давление должно быть выше 2 атм для работы компрессора.
Убедитесь в целостности предохранителей (обычно маркированы как A/C или A/C PUMP).
Проверьте реле компрессора: при его срабатывании должен быть слышен щелчок. Сопротивление обмотки реле должно составлять 30-50 Ом.
Измерьте сопротивление катушки муфты компрессора. Нормальное значение находится в пределах 5-10 Ом.
Прозвоните питающий провод и штекер компрессора. Напряжение питания должно составлять 12-14 В.
Проверьте термопредохранитель на корпусе компрессора (если установлен). В исправном состоянии контакты термопредохранителя замкнуты.
Если муфта работает на холодном двигателе, но не срабатывает на горячем, возможна проблема межвиткового замыкания в обмотке. Ток на горячем двигателе не должен превышать 6 А.
Неисправности вентилятора приводят к перегреву хладагента и снижению эффективности системы. Проверьте:
Предохранитель вентилятора.
Реле включения вентилятора. Номинальный ток вентилятора обычно составляет 20-30 А.
Состояние электродвигателя вентилятора. В некоторых автомобилях вентилятор кондиционера заменён на основной приводной вентилятор с вискомуфтой, который может быть менее эффективным.
Флуоресцентный краситель — добавляется в систему, утечки определяются с помощью ультрафиолетовой лампы.
Электронный течеискатель — чувствительный прибор для обнаружения утечек. Точность современного течеискателя составляет до 5 г/год.
Мыльная пена — простой способ выявления крупных утечек.
Наибольшему износу подвержены гибкие трубопроводы. Постоянная вибрация двигателя разрушает соединения, поэтому при утечке проверку начинают с этих мест. Гибкие трубопроводы теряют герметичность после 100 000-150 000 км пробега.
Ключ зажигания — подаёт питание на реле компрессора через предохранитель.
Датчики давления — замыкают или размыкают цепь в зависимости от давления в системе.
Термодатчик — отключает компрессор при достижении температуры испарителя +2°C.
Электромагнитная муфта — включает компрессор.
При включении кондиционера система работает в циклическом режиме: компрессор включается и выключается в зависимости от температуры и давления в системе. Время одного цикла обычно составляет 2-5 минут.
Регулярная заправка системы — следите за уровнем хладагента и масла в системе. Данные обычно указаны на информационной табличке под капотом. Типичные значения: R134a — 500-800 г, масло — 120-200 мл.
Очистка радиатора — грязные соты радиатора снижают эффективность охлаждения. Очистка радиатора должна проводиться каждые 20 000-30 000 км.
Использование диагностических программ — современные автомобили позволяют проводить проверку системы через специальное ПО, которое отображает состояние датчиков и элементов управления.
Автомобильный кондиционер — это сложная, но надёжная система. Регулярное обслуживание, своевременное выявление и устранение неисправностей позволят поддерживать её работоспособность на высоком уровне. Следуя приведённым рекомендациям, вы сможете не только диагностировать проблемы, но и эффективно их устранить.
Удачи в ремонте и обслуживании!