Вакуумный насос для заправки бытовых и торговых холодильников — один из самых важных инструментов в работе мастера. Одна из самых больших проблем, возникающих при заправке холодильников, — это влага. Влага представляет собой серьезную угрозу, так как при понижении температуры она начинает конденсироваться внутри газопроводов холодильной системы.
Фильтр-осушитель выполняет свою функцию, но он не всегда способен полностью устранить влагу из системы. Поэтому важнейшим этапом при заправке является вакуумирование, которое удаляет влагу и предотвращает засоры в капиллярной трубке.
Фильтр-осушитель не всегда спасает!
Правило вакуумирования контура: качай 30 минут и не спеши!
Разборка и ремонт вакуумного насоса
Основные неисправности вакуумных насосов
Вакуумирование и принципы работы насоса
Вывод
Фильтр-осушитель играет ключевую роль в сушке системы, удаляя влагу. Он работает по принципу абсорбции — специальное вещество в гранулах поглощает влагу и препятствует ее замерзанию в капиллярной трубке. Однако в некоторых случаях фильтр-осушитель не справляется.
После разморозки холодильник начинает работать штатно.
Давление и температура в норме, но спустя некоторое время происходит обмерзание отверстия капилляра.
Конденсатор начинает перегреваться, а его выход остывает.
После отключения холодильник может снова работать нормально в течение некоторого времени.
При 0.01 атм вода кипит при 6°C, а при 0.1 атм — уже при 45°C. Это значит, что чем глубже вакуум, тем быстрее влага переходит в газообразное состояние и откачивается из системы.
По рекомендациям конструкторов 30 минут вакуумирования достаточно, чтобы удалить влагу. Однако некоторые мастера применяют дополнительный метод:
После вакуума делают заправку любым хладагентом.
Затем проводят повторное вакуумирование.
Это позволяет максимально эффективно удалить остатки влаги. В процессе вакуумирования можно уделить время общению с клиентом, объяснив ему принципы ухода за холодильником и преимущества No Frost перед классическими системами охлаждения.
В нашем случае клиент прислал вакуумный насос на ремонт, который работал с перебоями. После диагностики выяснилось, что основная проблема связана не с самим насосом, а с условиями его хранения.
Проблема была связана с тем, что на складе поставщика насосы хранились в холодном и влажном помещении, из-за чего некоторые механические части подверглись коррозии.
При разборке насоса первым делом мы проверили пусковой конденсатор. По шильдику его номинал должен быть 100 мкФ, но замеры показали 130 мкФ, что выходило за допустимые 10% отклонения. Однако даже замена исправного конденсатора не решила проблему — насос запускался только эпизодически.
Было решено полностью разобрать насос, чтобы выяснить причину неисправности.
Вакуумный насос имеет спиральный механизм, состоящий из двух ступеней, обеспечивающих эффективное удаление воздуха. Однако неисправность была не в механике, а в стартерном узле электродвигателя.
Стартовый механизм состоял из механического узла с грузиками, который должен замыкать или размыкать пусковую обмотку. Однако:
Из-за окисления и загрязнения механизм работал с перебоями.
Грузики заедали и не возвращались в исходное положение.
После очистки и смазки узла насос начал работать стабильно.
Полностью разобрали насос и удалили следы окисления.
Проверили электродвигатель и стартовый механизм.
Смазали узел стартера специальной смазкой для электромеханических узлов.
Заменили старый пусковой конденсатор.
После сборки насос заработал без перебоев даже с оригинальным конденсатором, что подтверждает, что проблема была в механическом узле старта.
Вакуумный насос работает по принципу двухступенчатого сжатия газа. Он засасывает воздух в первую камеру, затем этот объем переносится во вторую ступень, где он дополнительно сжимается и выпускается через клапаны.
Чем глубже вакуум, тем эффективнее удаляются пары воды и другие нежелательные газы.
Одноступенчатые насосы создают менее глубокий вакуум, чем двухступенчатые.
Важно поддерживать уровень масла в насосе, так как оно играет роль смазки и герметизации.
Этот вакуумный насос — недорогая альтернатива именитым брендам, которые стоят в 2-3 раза дороже. Однако важно помнить о правильном хранении и обслуживании инструмента.
Ремонт насоса занял бы всего несколько минут, если бы сразу знали, куда смотреть. Теперь вы знаете, и эта информация поможет вам в будущем.
Храните насос в сухом помещении – влага разрушает механизмы.
Проверяйте состояние стартового механизма при первых признаках плохого запуска.
Периодически смазывайте подвижные узлы.
Избегайте перегрева и перегрузки насоса.
Помните: опыт и знания – это река с чистой водой, а если знания не передавать – получится болото. Делитесь опытом, обсуждайте проблемы, и удачи в ремонте!