Тестер реле — это устройство, которое позволяет быстро и безопасно проверять состояние релейных групп, не извлекая их из схемы. Он особенно полезен для диагностики силовых реле в автоматических системах, где их контактная группа может изнашиваться, теряя проводимость. В этой статье мы разберем конструкцию тестера реле, опишем его схему, принципы работы и порядок сборки.
На схеме тестера реле представлена электрическая структура прибора, позволяющая проводить измерения сопротивления контактов, а также проверять исправность соленоида. Рассмотрим основные узлы схемы:
Трансформатор TV1
Входное напряжение: 220 В.
Вторичная обмотка обеспечивает напряжение 18 В.
Дополнительная обмотка на 0.8 В выполнена монтажным проводом 0.7 мм² и имеет всего 4 витка.
Стабилизатор L7812
Понижает напряжение до стабильных 12 В.
Установлен на радиатор для отвода тепла (мощность до 3 Вт).
Выпрямительный мост DB107
Преобразует переменное напряжение в постоянное.
Конденсатор C1 сглаживает пульсации.
Милливольтметр на основе LM386
Усилитель низких частот, который измеряет падение напряжения на контактах.
Резистор R7 подстраивает показания шкалы, а конденсатор C3 фильтрует высокочастотные помехи.
Стрелочный индикатор
Показывает состояние контактов реле. Зеленая зона — норма (до 100 мВ), красная — повреждение.
Цепи управления питают соленоиды реле с напряжением 12 В и 24 В.
Ограничение тока
Схема на транзисторе КТ815 защищает от перегрузки.
Светодиод VD5 загорается при превышении тока, сигнализируя о неисправности.
Светодиоды VD5 и VD6 сигнализируют о подключении напряжения и перегрузке.
Резистор R9 регулирует крайнее положение стрелки индикатора.
Для устройства использован трансформатор от зарядного устройства шуруповерта с такими параметрами:
Первичная обмотка: 220 В.
Вторичная обмотка: 18 В.
Дополнительная обмотка 0.8 В: 4 витка провода сечением 0.7 мм².
Если необходимо, вторичная обмотка может быть выполнена медным проводом в эмали диаметром 0.5–0.8 мм. Это обеспечит надежную работу даже при значительных нагрузках.
Корпус взят от старого зарядного устройства для шуруповерта. В нем были выполнены следующие доработки:
Добавлены отверстия для:
Сетевого выключателя.
Клеммных зажимов.
Переменного резистора.
Кнопки тестирования.
Установлена плата прибора, закрепленная на месте старой платы зарядного устройства.
Все элементы схемы установлены на односторонний стеклотекстолит. Светодиоды использованы от платы зарядного устройства, а для компактности резисторы R1 заменены на два 5-ваттных, подключенных параллельно.
Измерить выходные напряжения на стабилизаторе L7812 (должно быть 12 В).
Проверить напряжение 24 В на клеммах питания соленоида.
Замкнуть клеммы "контакты" проводом с сопротивлением ~0.1 Ом.
Подстроечным резистором R7 установить стрелку на правый край зеленой зоны.
Подключить реле к клеммам 12 В или 24 В.
Наблюдать за зажиганием светодиода VD5 при перегрузке.
Прибор позволяет:
Тестировать реле с катушками на 12 В и 24 В.
Определять падение напряжения на контактах с точностью до 10 мВ.
Проверять состояние контактной группы в реальных условиях работы.
Диагностировать короткие замыкания и перегрузки.
Для проверки цепей с общей шиной между силовой частью и управлением требуется доработка:
Удаление диода VD7.
Добавление отдельного источника питания для усилителя LM386.
Используйте провода сечением не менее 0.75 мм² для подключения к реле.
При перегреве стабилизатора L7812 увеличьте радиатор для отвода тепла.
Создание тестера реле — это не только экономия на покупке профессионального оборудования, но и уникальная возможность настроить устройство под свои нужды. Описанный прибор надежен, прост в сборке и обеспечивает высокую точность диагностики. Надеемся, это руководство поможет вам в реализации проекта.